Автор проекта Замок Совы Тайные Знания
Исторические произведения Гостевая книга

 

Ювелирное Дело

 

Методическое пособие

Душа женщины пребывает в её украшениях

Бодлер

 

Разработка модели ценообразования и анализа покупательских предпочтений для эксклюзивной ювелирной продукции

стоимостью более $15 000

 Вступление.

Почему люди с древнейших времён подвержены пристрастию к дорогим индивидуальным произведениям искусства? Скорее всего, в душе человека или его подсознании заложена информация об некотором «прекрасном образе», к которому человек инстинктивно стремится. Это может быть хорошее положение в обществе, привлекательность в глазах поклонников или какие-то иные глубоко духовные ценности. И эксклюзивное ювелирное изделие, выполненное с учётом индивидуальных пожеланий, содержит в себе ту «изюминку», которая помогает людям наиболее полно раскрыть свои сокровенные мечты или стремления.

Работа с эксклюзивной ювелирной продукцией осложняется тем, что в основном приходится работать с конкретными людьми или небольшой группой лиц, причём рассматриваемый контингент отличается достаточной образованностью и изысканностью вкусов (привередливостью). На мой взгляд, в основном (как и в антикварном бизнесе) всё «завязано» в первую очередь на психологии клиента. Методы аналитики поточной или серийной ювелирной продукции здесь не применимы и могут даже иметь негативные последствия. Поэтому, для решения подобной «нестандартной» задачи я решил использовать крайне «нестандартные» но проверенные временем методы. В случае, если использованные термины будут «резать слух», их можно заменить другой аббревиатурой, к примеру: «Инь –», «ИньЯнь + –», «Янь +»  на  Тип «А»  «В»  «С», но суть от этого не изменится.

 

Система «психологического» типа эксклюзивного ювелирного изделия.

Проанализировав всю доступную тематику и разновидность ассортимента эксклюзивной ювелирной продукции я пришёл к выводу, что эти изделии необходимо классифицировать не по технической принадлежности (вес, форма, размер драгоценных вставок и тд.), а с точки зрения психологического удовлетворения потребностей покупателя.

            Все изделия (далее речь идёт только об эксклюзивной продукции) делятся на три типа, в зависимости от влияния на психологию покупателя. В данном исследовании использованы методы восточной прикладной психологии, с использованием изотерических терминов.

«А»   Инь – «В»  ИньЯнь + – «С»  Янь +

Эти ювелирные изделия создаются для понимания внутреннего мира, навязывая человеку стремление к познанию бытия через призму собственного мировоззрения. Они забирают силы у человека, так как требуют очень сильной концентрации внимания для понимания идеи автора.

Образец: Брошь с религиозной символикой. Данное изделие имеет значение духовного самоутверждения. Иногда духовная составляющая может иметь первостепенное значение, но всё же красивое ювелирное исполнение предмета, может улучшить отношение к нему обладателя и даже вызвать «элемент поклонения» данному предмету. Или, к примеру, этот экспонат может идеально подходить в чью-то частную коллекцию, вызывая непреодолимое желание его приобрести.

Эти ювелирные изделия создают приятный колорит, привлекая внимание своей оригинальностью и «простотой» исполнения, но в то же время содержат в себе элемент «загадочности», что пробуждает желание к более глубокому пониманию идеи автора. Они гармонично дополняют жизнь их обладателя.

Образец: Заколка в форме бабочки с вставками из драгоценных камней. Эта вещь будет являться оригинальным украшением, но при внимательном рассмотрении идеи автора – изобразить прекрасное творение живой природы в «неживых» компонентах, может очаровывать и восхищать владельца заколки.

 

 

Эти ювелирные изделия созданы для выражения внутреннего превосходства в окружающем мире. Все детали специально расположены для демонстрации их высокой стоимости. Они пробуждают и выплёскивают внутреннюю энергию наружу.

Образец: Колье с бриллиантами. Блеск и свечение от камней создаёт вокруг изделия некий «магический ореол», что воспринимается окружающими как символ богатства и величия, передавая подсознательно эти чувства к обладателю колье.

Подобная классификация весьма относительна и зависит в первую очередь от личностных (психологических) характеристик клиента. К примеру, статуэтка красивой обнажённой женщины на разных людей может оказывать различное воздействие. Человек «С +» может увидеть в этой фигурке приятное дополнение к интерьеру своего офиса. Человек «В + –» поставит её на свой рабочий стол ради «увеселения взгляда», но иногда в уединении будет любоваться прекрасными очертаниями красотки. Человек «А –» особенно при наличии сексуального неудовлетворения в жизни, может при каждом удобном случае внимательно изучать соблазнительные контуры девушки пробуждая в сознании различные эротические фантазии.

 

Описание использованной концепции ИньЯнь.

Мир в котором мы живём по своей сути уникален и создан на основе гармоничного соединения противоположностей. Есть русская поговорка «на каждую бочку мёда своя ложка дёгтя», это означает, что наша жизнь состоит из положительных и отрицательных моментов, которые как «зебра» чередуются в нашей жизни, взаимно дополняя друг друга и составляя основу нашего существования. Пример из медицины: в сосудах нашего головного мозга у каждого человека постоянно присутствуют клетки сибирской язвы, но они находятся в очень малых количествах и выполняют очень много полезных функций. То есть, то, что в своё время унесло миллионы жизней (эпидемии) и является унифицированным компонентом современного биологического оружия, приносит пользу и является неотъемлемой часть нашего организма, где отрицательное сошлось с положительным (как магнит со сторонами + и – ), создав гармонию.

            Классический вариант концепции ИньЯнь это мужчина «Янь +» и женщина «Инь –». Мужчина обладает большими интеллектуальными и организаторскими способностями, он олицетворение мужества и силы. Женщина создана для более «земных» дел, она наделена способностями адаптации и грамотного использования окружающих ресурсов, она олицетворение красоты и нежности. Однако мужчину тянет к женщине как к магниту (в классическом варианте), так и женщины чувствуют себя без нас мужчин весьма неуютно. Вместе они взаимно дополняют друг друга (Инь соединяется с Янь), создавая гармоничное начало.

ИньЯнь

Символ ИньЯнь

ИньЯнь

            Но зачем спрашивается было так усложнять жизнь ?   Есть предположение, что это создано для создания новых модификаций (разновидностей) уже существующих систем. Пример из медицины: почему репродуктивная система у мужчины расположена снаружи его тела, в то время как у женщины вся её «биохимическая лаборатория» – по иному это не назовёшь» находится внутри организма и прекрасно защищена. Дело в том, что в теле мужчины создаются сперматозоиды, которые являются носителями генетической информации (от них зависят характеристики будущей особи) и они должны быть подвержены агрессивному воздействию окружающей среды (температура, влажность, радиация и тд.), для видоизменения и создания новых модификаций. Таким образом, рождаются новые особи у которых присутствуют «некоторые отклонения». Те, кто с этими изменениями выживет – продолжит и далее генетическую линию, кто помрёт – значит модификация будет забракована и уничтожена. Женщина, обладая функцией деторождения, должна носить плод внутри тела и потому её органы наоборот предельно защищены от негативного воздействия окружающей среды.

            Благодаря отклонениям в положительную или отрицательную сторону, создаются новые формы, что позволяет создавать более совершенные организмы или системы. Если бы всё было гармоничным и стабильным, это привело бы к остановке эволюционного развития и неспособности адоптироваться в изменчивой окружающей среде, а значит к потенциальному вымиранию.

            Так причём тут эволюция и ювелирное дело ?   Обратимся к психологии человека. Люди, как ни странно, склонны «бросаться в крайности». Если у человека всё хорошо – он чудесно себя чувствует и видит жизнь в «прекрасных перспективах», но если вдруг что-то не ладится, он сразу видит всё в «негативном свете», начиная даже чётко проглядывать конец якобы бессмысленной жизни.  В даосском учении есть концепция «Золотой дракон». По ней, все люди относятся:

Люди бегущие от дракона. Это люди, которые «боятся окружающего мира» и всячески стараются от него спрятаться. Они либо примыкают к уже готовым религиозным или социальным системам, убеждая себя в правильности своего выбора, либо сами придумывают себе систему мировоззрения, в которой прячутся как рак-отшельник в ракушке. Это, своеобразная пассивная система защиты от окружающего мира, с целью обезопасить себя от того, что они не могут понять. Что человек не понимает – того боится.

Люди сидящие на драконе. Эти люди внутренне открыты окружающему их миру. Они стремятся понять то, что их окружает и не боятся трудностей. Эти личности следуют по пути «золотой серединки». Зачем пытаться ломать то, что  сломать в принципе невозможно. Просто нужно понять, как это работает и «приспособить»   это для своих целей, или приспособиться самому. Но этот путь очень сложен, так как требует наличия хороших и всесторонних базовых знаний об окружающем мире, (человек по сути своей обычно ленив и учиться не хочет). Недаром в азиатских странах «образование» является символом благополучия и процветания и по поверьям обязательно приносит удачу.

Люди воюющие с драконом. Эти люди являются «непокорными» борцами» за свои жизненные идеалы.

Они стараются подчинить окружающий мир своей воле или просто заставить мир работать на себя. Очень типичная черта людей с западным мировоззрением. Они будут стараться «пробить бетонную стену своей головой», даже не задумываясь, что немного «поработав той же головой, но в «другом ракурсе», можно обойти эту стену или найти её слабые места. Это тоже своеобразная агрессивная система защиты от окружающего мира. Работая черепом, а не мозгами, они получают удовлетворение от «преодоления трудностей», как в садомазохизме. К тому же для них это прекрасный способ выплеснуть накопившуюся энергию.

            А теперь плавно переходим к ювелирному делу. Можно  зафиксировать соответствие:

Люди бегущие от дракона. Человек «А – »

Данный контингент будет искать ювелирные изделия, которые будут либо защищать его от окружающего мира, либо помогать создавать систему личной безопасности.

В первом случае, речь идёт об изделиях оккультного значения, в которых заложена система «оберёга» от негативных обстоятельств». Это может быть статуэтка божества, которая якобы будет его охранять от «неудач в личной жизни».

Во втором случае, это может быть пополнение частной коллекции. Такие люди стремятся создать нечто прекрасное и индивидуальное в своей жизни. К примеру, коллекцию изделий из жемчуга с использованием всех разновидностей этого благородного компонента живой природы, или бриллиантов. Находясь в окружении своей коллекции они будут находить душевное успокоение и равновесие (мотивы различны: от осознания индивидуальности коллекции, до откровенного пристрастия к компонентам изделий (жемчуг, бриллианты и тд). Создаётся как бы искусственная защита от окружающего их хаоса, «ракушка», куда в любой момент можно залезть и найти покой и гармонию с самим собой.

            Это также может быть стремлением познать неизведанное. К примеру, западный человек живущий в США стремится познать психологию востока (например культуру Китая или Японии). Соответственно, изделия, содержащие элементы искусства дальнего востока могут привлекать его внимание с целью более детального изучения духовных ценностей этих народов.

            Такие люди стремятся обратить своё внимание как бы внутрь себя. И некоторые изделия могут им в этом существенно помочь,  однако они «ослепляют» владельца, порой лишая его полноценного видения окружающего мира (они забирают силы и энергию). Такие изделия требуют очень грамотного и чёткого соответствия канонам и стандартам, по тематике которых они создаются.

 Люди сидящие на драконе. Человек «В + – »

Данный контингент стремится к гармоничному удовлетворению своих как материальных так и духовных потребностей. Если глядя на изделие о нём говорят: «очень интересный и оригинальный дизайн», то скорее всего именного такой тип экслюзива понравится этим людям.

Пожалуй самый сложный тип людей, для анализа. А если такой человек ещё и прошёл серьёзную интеллектуально-психологическую подготовку, то порой даже и не знаешь «за какой конец хватать эту змею, чтоб она не укусила». Они способны очень быстро и грамотно адоптироваться к окружающей обстановке и даже имитировать остальные две составляющие «Золотого дракона». Поэтому, таким людям нравятся изделия «универсальные», чтоб «посмотреть было приятно и поразмыслить было над чем».

 Люди воюющие с драконом. «С + »

Данный контингент стремится к превосходству в окружающем их мире. Для них ювелирное изделие есть инструмент власти и управления. Подобные изделия должны показывать величие его владельца. Наличие драгоценных компонентов (вставки из драгоценных камней, дорогие оправы и тд.) имеют первостепенное значение, они должны «подавлять» окружающий мир своей стоимостью и изумительным исполнением. Анекдот: «Новый русский пожертвовал свой нательный крест на купол строящейся церкви». Ярче, больше, круче, дороже, – вот основные характеристики, причём художественное исполнение носит чисто формальное значение. Такое изделие позволяет пробудить и  выплеснуть его обладателю свою энергию на окружающих.

 Мир в котором мы живём уникален и чётко делить всё на «чёрное и белое» неправильно, можно говорить лишь о наибольшей склонности человека к тому или иному типу или направлению. Не стоит знаки «+» и «–» воспринимать конкретно, что «Инь –» это плохо, а «Янь +» хорошо, все элементы взаимно дополняют друг друга, речь идёт о направлении внимания или энергии либо внутрь собственной души или выплёскивания её наружу на окружающих. Зная психологический портрет клиента, для него можно подобрать изделие соответствующей категории, с целью избежания разногласий в покупательских предпочтениях.

К сожалению, объяснить на двух страницах печатного текста данную концепцию очень сложно. Для примера, по буддийским канонам для понимания мироздания человек должен потратить минимум 3 – 4 жизни кропотливого труда на пути духовного совершенства (у них система перерождения, в одной ты рабочий, в следующей – прораб и тд.). Приношу извинения за «вольность и топорность языка», всё же я экономист а не писатель.

 

 

Расчёт стоимости эксклюзивного ювелирного изделия.

Оценка эксклюзива осложняется уникальностью самого изделия, где помимо использования высоких технологических процессов, основополагающей является сама идея автора, благодаря которой и возникло само изделие.  Поэтому, я предлагаю отойти от стандартной системы ценообразования (себестоимость + наценка = цена) и использовать новую, с учётом специфики эксклюзива.

 Модель содержит следующие статьи затрат:

 

Статья затрат Описание
1 Драгоценное сырьё. Драгоценные металлы, камни и иные компоненты, которые являются основой изделия.
2 Вспомогательные материалы. Материалы для изготовления изделия: формовочные смеси, хим. реактивы и тд.
3 Технологическая сборка модели по эскизам автора. Непосредственная сборка изделия по готовым эскизам.
4 Компенсация интеллектуально-художественной работы автора модели. Творческая идея + техническая разработка эскизов модели.
5 Накладные расходы на изготовление. Аренда, коммунальные платежи и иные,  не связанные непосредственно с технологией производства затраты.
6 Административные затраты. Налоговые, таможенные и иные «сборы».
7 Рекламно-презентационная работа и предпродажная подготовка. Реклама, раскрутка бренда, выставки и тд.

 Модель ценообразования:

Базовая себестоимость + Эксклюзивная наценка % + Дополнительные расходы = Конечная стоимость изделия

 Базовая себестоимость:

Драгоценные металлы и камни

+ вспомогательные материалы (ДМ ДК)

+ Технологическая сборка модели + Идея автора
Статья затрат: 1, 2 Статья затрат: 3 Статья затрат: 4
Базовая себестоимость

Идея автора оценивается в % от стоимости ДМ ДК + тех. сборки , ибо чем больше стоимость ДМ ДК, тем более высокие требования предъявляются к работе автора, за что он вправе получить соответствующую компенсацию. В технологической сборке могут присутствовать новейшие и дорогие технологии, что может значительно улучшить дизайн и повысить спрос потребителя и это тоже должно учитываться автором идеи с соответствующей компенсацией его интеллектуального труда.

 Профессор д.т.н. Дронова Нона Дмитриевна в своей книге «Оценка ювелирных изделий» Справочник. – М.: Металлургия, 1996 на стр. 33 – 34, 203 – 204 представила следующую систему оценки трудозатрат, необходимых для изготовления внекатегорийных ювелирных изделий.

            Норматив оптовой оценки заработной платы внекатегорийных ювелирных изделий рассчитывается исходя из фактически израсходованной заработной платы с начислением на неё накладных расходов. Если изделие выполнено вручную, отнесено к изделиям улучшенного качества, то при обсчёте трудозатрат на изготовление этого изделия необходимо также учитывать трудозатраты художника-дизайнера, который создал это изделие.

            Важным фактором при определении стоимости этого изделия является новизна, так как вышедшие из моды ювелирные изделия, даже выполненные вручную, необходимо оценить со скидкой.

            При оценке гарнитуров, состоящих из внекатегорийных изделий, может быть установлена надбавка в размере 10% если гарнитур из двух предметов, и 20% если гарнитур из трёх предметов и более.

            Нормативы оценки заработной платы на изготовление внекатегорийных изделий рекомендуется проводить по классификации, приведённой ниже:

 

Группа сложности Описание группы сложности
I Простое изделие, выполненное по стандартной технологии, с изготовлением оправ под вставки правильной геометрической формы.
II Изделие, выполненное по индивидуальному эскизу, включающее различные виды ручной художественной обработки, с изготовлением оправ под вставки правильной геометрической формы.
III Изделие, выполненное по индивидуальному эскизу, включающее различные виды ручной художественной обработки, с изготовлением оправ под вставки фантазийных форм.

             Оплата работ по изготовлению уникальных ювелирных изделий производится за нормо-час и определяется в зависимости от художественного вкуса, квалификации ювелира и возможностей фирмы-изготовителя. При этом отдельная калькуляция составляется не на всё изделие, а лишь на ту часть конструктивных элементов, изготовление которых носит уникальный характер.

            Из вышесказанного следует, что оценка заработной платы на изготовление внекатегорийных изделий складывается так:

·       оценка трудозатрат художника-дизайнера;

·       оценка фактически израсходованной заработной платы ювелира;

·       модность изделия;

·       комплектность изделия;

·       накладные расходы.

 Исходя из выше предложенного можно предположить следующую «тарифную сетку», отражающую % компенсацию идеи автора:

Группа сложности Гарнитур из двух предметов Гарнитур из трёх предметов и более
I 5% 10%
II 8% 15%
III 10% 20%

Однако для расчёта уникальных (эксклюзивных) ювелирных изделий, необходимо использовать иные, более существенные тарифные ставки. В зависимости от индивидуальных характеристик выполняемой работы и квалификации ювелира, я предположил, что % ставка авторской работы (идея автора) может располагаться в пределах от 50% ~ 25% и менее от стоимости ДМ ДК + тех. сборки.   % ставка должна быть интегральной (изменяющейся) в зависимости от стоимости ДМ ДК, с учётом предложенной схемы:

Стоимость ДМ ДК Расчёт % ставки
до $10 000 50%
от $10 000 до $100 000 с уменьшением % ставки на 2,7% на каждые дополнительные $10 000, т.е  $100 000 = 25,7%
свыше $100 000 % ставка оценивается в индивидуальном порядке

  Таблица расчёта % ставки авторской работы (идеи автора)

ДМ ДК + тех. сборки Расчёт % ставки Компенсация автора
$10 000 50 $5 000
$20 000 47,3 $9 460
$30 000 44,6 $13 380
$40 000 41,9 $16 760
$50 000 39,2 $19 600
$60 000 36,5 $21 900
$70 000 33,8 $23 660
$80 000 31,1 $24 880
$90 000 28,4 $25 560
$100 000 25,7 $25 700

 Эксклюзивная наценка исчисляется в % к базовой стоимости. Она зависит от «психологического» типа изделия и распределяется следующим образом:

Тип Наценка % Комментарий
«С +» не более 50% Подобные предметы достаточно дорогостоящие, однако клиент относится к ним как к обычным дорогим вещам и может быть не предрасположен сильно переплачивать за их стоимость.
«В + –» не более 100% Пожалуй самые «ходовые» предметы. Они могут послужить как приятным дополнением к имиджу владельца, так и быть интересными в «интеллектуальном» изучении.
«А –» В пределах 100% - 300% и более в зависимости от интересов потенциальных клиентов Эти предметы содержат в себе некий потаённый и сокровенный смысл. Клиент может приобрести это изделие с целью постижения этой загадки, причём это стремление может быть достаточно велико. Создать подобные «шедевры» достаточно сложно, но за них могут заплатить очень большие деньги.

Однако, величина % наценки носит демонстративный характер и может изменяться в зависимости от спроса на данные виды изделий.

 Дополнительные расходы в данной системе рассматриваются как отдельная и «независимая» группа затрат (п. 5,6,7): = накладные расходы на изготовление + административные затраты + рекламно-презентационная работа и предпродажная подготовка. Я считаю, что эти затраты хоть и влияют на Конечную стоимость, однако непосредственное участие в изготовлении изделия не принимают и поэтому должны рассматриваться отдельно. Может возникнуть ситуация, когда некоторые статьи (п. 5,6,7) могут вообще не учитываться. К примеру, в случае изготовления «под заказ», п.7 «предпродажная подготовка» может отсутствовать или будет профинансирована за счёт иных источников и на стоимость изделия не повлияет.

 В принципе, Базовая стоимость отражает историю создания ювелирного изделия, а Дополнительные расходы его дальнейшую судьбу.

 Демонстрационный расчёт

Допустим, нам необходимо оценить эксклюзивное изделие со следующими характеристиками:

·       Изделие относится к типу «В + –» с наценкой в 100% (т.е в 2 раза 200% для расчёта).

·       Стоимость ДМДК  $ 5000

·       На сборку и технологическую схему потратим $ 1000

·       Дополнительные расходы в пределах 20%

 Расчёт представлен в приложении MoneyJew.xls

% ставка автора соответствует 50%

Исходя из предложенной модели оценки, стоимость изделия находится в пределах $ 21 600

 Возможно данный расчёт нуждается в корректировках. К примеру, затраты на сборку изделия могут превышать % ставку автора идеи. Взять тот же «Топик из золота» (ЮЗ «ЭЛИТ»), там сама сборка этой кофточки из полых шариков (перлин) может являться весьма сложным технологических процессом, не говоря о симметрии самого дизайна (кофточка должна выглядеть на женщине как кофточка, а не бронежилет), а идея автора ???  ну оригинальный предмет, но далеко не первый. В своё время Ген. Директор фирмы Sony своей дочери заказал свадебное платье из платиновой нити стоимостью в $ 4 000 000, там одна вытяжка нити и её монтаж в каркас платья чего стоит и идея самого изделия может по стоимости с этим не сравниться.

            Или скажем, автор придумал статуэтку ну очень оригинальной формы из серебра. Может он всю жизнь шёл к этой непревзойдённой форме, бессонными ночами маялся и наконец сотворил и реализовал !!! (с положительным спросом на данное изделие). Конечно, тут авторская разработка имеет первостепенное значение.

            Необходимо учитывать, что эксклюзивное ювелирное изделие это не серийный «ширпотреб», а сугубо индивидуальная работа, которая стоит «достойной награды». Эксклюзив может простоять на стенде весьма продолжительное время, но «найдя своего покупателя» с избытком окупит все вложенные в него затраты.

  Анализ индивидуальных покупательских предпочтений.

            Эксклюзивные ювелирные изделия в основном делаются под заказ для определённых людей. Соответственно, покупательские предпочтения могут изменяться в зависимости от личностных психологических характеристик самого клиента. Нужно отметить, что сами покупательские предпочтения  данной социальной группы могут иметь весьма стабильные или консервативные направления. В данном случае действует принцип «маятника власти».

«Маятник власти» эта концепция строится на анализе «психологической мобильности» людей находящихся на различных уровнях социального статуса. Человеческое общество строится на базе иерархической модели, где отдельно взятый индивид находится на определенной ступени социального уровня. Однако, чем выше поднимается человек по этой «лестнице», тем меньшим коэффициентом свободы он обладает. Эта система похоже на маятник, где в нижней части амплитуда движений самая большая, однако чем выше мы поднимаемся, тем меньше свободного движения мы наблюдаем, а в самом верху – в точке крепления маятника, движение вообще практически равно нулю.

 Маятник власти

            Так и в жизни, чем ниже человек по социальному статусу, тем он «более свободен от мирской жизни», он не обременён какими-то заботами и может действовать сугубо по своему усмотрению. Однако чем выше человек поднимается в социальном статусе, тем больше он обязан учитывать факторы окружающей его социальной среды и тем менее он способен открыто проявлять свои сугубо личные стремления или желания. В самой высокой точке, человек вообще «упакован с ног до головы» и жизнь его приобретает чётко спланированный и закономерный характер. Как сказал в интервью принц Чарльз: «Моя жизнь спланирована по часам на ближайшие 4 года». Цена власти – это цена свободы.

            Соответственно, данный тип эксклюзивных ювелирных изделий могут позволить себе люди весьма состоятельные и находящиеся на «верхушке» маятника, ну или где-то рядом. Однако по вышеописанным причинам в своём большинстве они отличаются стабильными и консервативными взглядами, это можно сказать их «защитный рефлекс» по отношению к агрессивному окружающему миру, что делает их весьма «уязвимыми» для психологического анализа их покупательских предпочтений.

 Для подобного анализа я считаю возможным использовать восточную (даосскую) систему психоанализа:

             Все люди по своей психологии относятся к 5 элементам, с присущими им характеристиками.

 

Воздух

 

Вода

 

Дерево

 

Земля

 

Огонь

 

Воздух: это люди очень высоких и утончённых нравов. Они стараются воспринимать жизнь в лёгких и «многофакторных» суждениях. Достоинства: способны понять очень сложные материи и полноценно их изучать. Недостатки: порой чрезмерно запутанное мышление, часто видят жизнь «в розовых тонах».

Вода: эти люди любят роскошь и всякое материальное благополучие. Они стараются обставить свою жизнь с непревзойдённым блеском и «шиком». Достоинства: прекрасно разбирают в веяниях моды и дизайна, могут создать уютную и приятную обстановку в самых «невзрачных» местах. Недостатки: склонность к большим материальным затратам и чрезмерная озабоченность материальным благополучием (на остальное внимания может не хватить).

Земля: эти люди очень основательны и трудолюбивы. Они всё в своей жизни детально планируют, вплоть до последней минуты своей жизни и далее. Достоинства: являются отличными хозяйственниками. Недостатки: чётко следуя своим планам, могут не увидеть реальных перспективных моментов.

Огонь: эти люди очень импульсивны и даже воинственны. Они всё в своей жизни стараются сделать «единым и решительным» броском. Достоинства: порой «наглость города берёт». Недостатки: огонь должен гореть, такой человек не сможет работать в скучной и рутинной «безынициативной» обстановке.

Дерево: эти люди весьма рациональны и расчётливы. Они стараются соответствовать принципу «золотой серединки». Достоинства: способны очень грамотно и рационально использовать доверенные им ресурсы. Недостатки: порой их «рациональность» доходит до безумия. Они могут не купить себе мороженного из-за того, что у них закончилась жвачка и это может испортить их зубы.

 Каждый элемент содержит модификацию, к примеру, человек воды с модификацией огня. Этот человек имеет все черты элемента воды, но склонен к импульсивным  действиям, присущим огню. Кстати, такой тип мне кажется наиболее благоприятен как потенциальный клиент.

            С учётом ранее предложенной системы «психологического» типа изделия, эти элементы располагаются в следующем порядке, по типу своих потребительских предпочтений:

 

Инь –

ИньЯнь + –

Янь +

Воздух

Дерево

Вода

Земля

Земля

Огонь

 

Элемент «воздух» может отдать предпочтение системе «Инь – », т.к. имеет склонность к утончённому пониманию окружающего мира.

Элемент «дерево» может отдать предпочтение системе «ИньЯнь + – », т.к. стремится к устойчивости и сбалансированности в любой жизненной ситуации, его могут заинтересовать «многофункциональные» изделия.

Элемент «вода» может отдать предпочтение системе «Янь +», т.к. изделия демонстрирующие роскошь и величие гармонично могут «подпитывать» его жизненные силы.

Элемент «огонь» может отдать предпочтение системе «Янь +», т.к. дорогие и «шикарные» изделия могут послужить прекрасным дополнением в его стремлении к лидерству и доминирующей позиции в обществе.

Элемент «земля» может отдать предпочтение как системе «ИньЯнь + – », так и «Инь – », т.к. стремление с одной стороны к стабильности побуждает создавать вокруг себя «универсальную» обстановку, но при детальном изучении какого-либо вопроса, может побудить к более глубокому осмыслению рассматриваемого предмета.

В принципе, принадлежность человеческой психики к различным представленным категориям можно определить по дате его рождения. Исходя из полученных расчётов, можно определить цвет, который соответствует выбранному элементу и использовать его при создании ювелирного изделия, но эти и иные расчёты достойны отдельного внимания и выходят за рамки данного исследования.   Добавлю лишь, что эта система используется на дальнем востоке уже более 4000 лет !!!  и прошла жесточайший контроль на соответствие.