КИТАЙСКАЯ ЦИ

 

О том, что все живое — а неживого на самом деле в мире не существует — обладает энергией, знали все на­роды. Постепенно с развитием науки в цивилизован­ных странах об этом благополучно забыли. А вот лекари и шаманы в примитивных племенах, если берутся за лечение больного, обращают прежде всего внимание не на характер заболевания, а на то, есть ли у их пациента жизненная сила. Если жизненной силы нет, считают они, никакое лечение не поможет. Цивилизованные доктора начинают кормить своих пациентов антибио­тиками, сильнодействующими препаратами, витамина­ми, но ведь не все больные поправляются! Обычно те, у кого жизненных сил нет, все равно погибают. Что же это за сила, дающая нам возможность жить?

Это энергия, циркулирующая в нашем организме. Мы ее получаем из космоса и от солнца, от трав и от вод. Вот почему доктора советуют почаще ходить боси­ком, купаться, дышать чистым воздухом лесов и полей. Именно из окружающего мира поступает в наши тела энергия, называемая китайцами ци.

А можно ли эту ци увидеть? Некоторые люди спо­собны воспринимать правильную или неправильную циркуляцию ци, они видят ее как ауру, окружающую тело человека. А большинство из нас просто чувствуют ци. Допустим, пришли вы в незнакомую компанию. Сразу же начинают и к вам присматриваться, и вы изу­чаете других людей. Одни вам нравятся, иные вызыва­ют настороженность или сразу — негативное отноше­ние. Задумывались ли вы когда-нибудь почему?

Вероятно, нет. Просто вы говорили себе, что Иван Федорович вам неприятен, а с Андреем Петровичем очень легко и хорошо. Качества, которые вам нравятся или не нравятся у других людей, зависят от качества той ци, которой они обладают. На Руси не употребляли та­ких мудреных слов, как ци, — здесь говорили проще: у всего живого есть душа. И не только у человека. Душа есть и у дерева, и у земли, и, конечно же, у дома. Древ­ние славяне считали, что все сущее как будто прониза­но светом — золотым сиянием. Источник этого света — солнце. И одновременно этот свет и является душой, духом всего, что существует в мире. Если вдуматься, имеется в виду та же самая энергия, которая заполняет собой весь мир, все его предметы и явления.

Так что не надо бояться загадочного слова «ци». Это не более чем название. Китайцы называют так то, что для нас более понятно как душа всего сущего, золотой свет, пронизывающий и заполняющий собой весь мир. Но поскольку искусство фэн-шуй пришло к нам с Вос­тока, мы и говорим о нем, употребляя восточные тер­мины.

Но ведь не случайно Россия занимает промежуточ­ное положение между Востоком и Западом. Мы как бы связываем собой Восток и Запад, строим мостик между ними. Именно поэтому мы можем вести западный об­раз жизни, но при этом нам близки и понятны восточ­ные представления о жизни. Они близки нам потому, что у наших предков-славян эти представления были во многом схожи с восточными, хоть и говорили они об этом другими словами.

Но если в русской традиции привычнее считать, что душа — источник любви, Божья искра, средоточие на­ших мыслей и чувств, то древние китайцы больше вни­мания уделяли тому, как ведет себя в человеческом теле этот золотой свет, эта энергия души — ци.

Китайцы разработали целую систему ци, по которой можно определить, как связаны черты характера чело­века с типом циркуляции в нем энергии. Когда энергия равномерно наполняет все тело и ее путь проходит че­рез голову, человек обладает лучшим из типов ци — та­ким, какой был у Будды или Христа. При такой цирку­ляции ци равномерно развивается интуиция и мысли­тельная деятельность, формируются натуры сильные, праведные, стремящиеся помогать другим людям. Но чтобы достичь правильной циркуляции ци, нужно забо­титься о духовной и физической чистоте, воспитывать самого себя, постоянно прочищать энергетические ка­налы. Большинству людей неинтересно этим занимать­ся, им проще жить со своими пороками и недугами. Поэтому людей типа Будды очень мало (рис. 5). А у всех иных ци смещена. Она распространяется по телу не так равномерно, встречает препятствия, оставляет какие-то важные участки «пустыми». И тогда формируется не­сколько ущербный тип ци. У застенчивых людей ци не доходит до головы, она распространяет­ся только по телу и старается не выхо­дить за его пределы. У них, как говорят, глубоко спрятанная ци. Чтобы победить эту застенчивость, научиться правильно распределять энергию, человеку прихо­дится долго работать со своими энерге­тическими каналами, которые называют в Китае меридианами, а в Индии — чак­рами. И если делать упражнения по­стоянно, то постепенно улучшается цир­куляция ци, и характер человека меняется (рис. 6). Очень плохо, если ци выходит за пределы тела не в рай­оне головы, где расположена теменная чакра, а через плечи, обычно через одно какое-то плечо — правое или левое, и быстро опадает вниз. Такой человек страдает неспособностью на чем-то сосредоточиться, он тяжело воспринимает новый материал, не может удержать нити разговора, производит на других впечатление тугодума

Рис. 5.

Тип Будды

 

в

Рис. 6.

Схема распределения ци в теле человека:

а — застенчивость; б неспособность сосредоточиться; в — агрессивность

 

или невротика. Если ему наладить правильную цирку­ляцию ци, наладится и его способность сосредоточиться. Но этому нужно посвятить какое-то время, развивать мелкую моторику, работу пальцев, делать специальные дыхательные упражнения. У неуравновешенного, ино­гда агрессивного или очень возбудимого человека ци выходит в районе плеч несколькими пучками вверх. Это тоже очень нехорошо для организма, потому что такие люди быстро утомляются, они больше энергии теряют, чем получают. Более того, это плохо и для окружаю­щих — сколько раз вы сталкивались с людьми, готовы­ми начать ссору буквально из-за пустяка? А ведь если бы ци в их теле циркулировала нормально, таких проблем не возникало бы! Бывает и такой тип ци, когда она на­правлена как бы вовне, в другое время или другое ме­сто. И тогда формируется человек-мечтатель. Лучший пример такого мечтателя — гоголевский Манилов. Если ци поднимается только до горла, то возникают пробле­мы с речью, с выражением своих мыслей. Если вся ци устремляется по направлению ко рту, то мы считаем такого человека бесконечно болтливым (рис. 7). И каж­дый из нас знает такого соседа или соседку, который может разговаривать «ни о чем» часами. Как часто мы мечтаем захлопнуть перед таким человеком дверь! Но это трудно сделать. Болтливость в нем уживается с редкой напористостью, и ци, выходящая изо рта, требует собе­седника. Если ци устремляется вверх одним пучком че­рез одно плечо, то мы имеем дело с человеком, непра­вильно ориентированным в сексуальной сфере. Многие маньяки обладали таким типом ци. А в том случае, если ци не поднимается, а, наоборот, тут же опадает, люди склонны к самоубийствам, их разрушительные силы на­правлены на самих себя (рис. 8). Конечно, достичь иде­альной циркуляции ци очень непросто, но к этому не­обходимо стремиться, ведь всем нам не мешает стать более совершенными.

 

Рис. 7.

Схема распределения ци в теле человека: а — тип Манилова; б — проблемы с речью; в — болтливость

 

Рис. 8.

Схема распределения ци в теле человека:

а — неправильная ориентация в сексуальной сфере;

б — склонность к самоубийству

 

Дома тоже обладают своей собственной ци. У одних строений ци организована правильно, и жить в них очень уютно и приятно. Другие обладают разбалансированной ци, и жильцы терпят беду за бедой, неудачу за неудачей. Мастера фэн-шуй в некоторых случаях могут помочь и снова направить ци в правильное русло, а ино­гда это оказывается им не под силу. Ведь ци дома зави­сит от ци всех его обитателей и земли, на которой он стоит.

Земля, горы и воды могут распространять разного типа ци. Есть места, где ци так плоха и так неправильно циркулирует, что люди в этой местности чувствуют себя очень угнетенно, часто болеют и рано умирают. Китай­цы тогда говорят, что это место с плохим фэн-шуй. Они даже уходят из своих домов, если понимают, что ци это­го места исправить им не удастся. Если связать понятие ци с современными исследованиями в области энерго­обмена, то места с неисправимой ци как раз придутся на отягощенные геопатогенные зоны.

 

Назад    Начало    Далее