ПУТЬ К ГАРМОНИИ

 

Постепенно знания фэн-шуй обратились и к живо­му населению: когда земель для строительства стало меньше, пришлось учиться жить в гармонии с приро­дой. До сих пор китайцы стараются сохранить, если есть такая возможность, естественный ландшафт. Ни один рабочий не согласится даже за хорошие деньги строить тоннель, если гора напоминает дракона, а в Китае что ни гора — то дракон, тигр, черепаха! Иностранным ком­паниям приходится доказывать, что лапа или хвост дра­кона не пострадают в результате строительства, иногда дело доходило даже до судебных процессов! Любое на­рушение земной поверхности рассматривается китай­цами как посягательство на священное тело земли. И этому есть объяснение. По одному из древних китай­ских мифов, наша планета и все живое на ней произо­шло из тела бога, который сначала был заключен в яйцо, потом появился на свет и прожил восемнадцать тысяч лет. После смерти его голова раскололась, и образовались Луна и Зем­ля, кровь этого бога стала реками и морями, волосы — растениями, руки и ноги — горами, голос — громом, пот — дождем, дыхание — ветром, а блохи на теле бо­га превратились в предков людей. Так что все, что су­ществует, — части священ­ного тела бога. Поэтому, прежде чем проложить до­рогу или вырыть колодец, нужно согласовать свои действия с учением фэн-шуй: не нарушит ли наша деятельность гармонии в мире. А гармония в мире поддерживается равновесием инь и ян — женского и мужского начал (рис. 9). По фэн-шуй, только равные доли инь и ян создают благо­получную обстановку для жизни человека. Что же это за два начала? Это соединение в мире противополож­ных качеств.

 

 

Рис. 9. Знак Инь-Ян

 

Инь

темное

пассивное

старое

низкое

черное

холодное

внутреннее

женское

мать

зима

ночь

долина

тьма

земля

север

смерть

Ян

светлое

активное

молодое

высокое

белое

горячее

внешнее

мужское

отец

лето

день

гора

свет

небо

юг

жизнь

                                 

Что означает гармония инь и ян в переводе на рус­ский? Очень просто: это прежде всего гармония муж­ского и женского начал, а также гармония земного, материального и духовного, возвышенного. Издавна у наших предков существовало представление о том, что есть мир дольний и мир горний. Мир дольний — види­мый, проявленный мир, где мы живем нашей обыденной жизнью, обеспечиваем пищей наше тело, решаем какие-то житейские задачи и бытовые проблемы. А мир горний — мир, где живет наша душа, где она любит, чувствует, страдает, переполняется счастьем, восторгом, радуется или плачет. Наши предки считали, что истин­ный, праведный путь — это путь, который лежит посе­редине между дольним и горним миром. Только вду­майтесь: в такой вот образной форме наши предки-сла­вяне вывели, в сущности, тот закон, что и древние китайцы, — закон о необходимости гармонии между инь и ян, или, говоря по-русски, между дольним и гор­ним миром. Это значит, что в жизни человека всего должно быть в меру. Обычный человек не должен по­свящать все свои силы миру горнему, ведь тогда все его помыслы устремятся исключительно к божественному, духовному, и придется все время бороться со своей зем­ной плотью, да и близкие и родные такого человека бу­дут страдать: ведь он перестанет заботиться о них, нести за них ответственность. Если же человек полностью по­святит себя только одному миру дольнему и забудет о мире горнем, то он постепенно деградирует духовно, забудет о своей бессмертной душе и сведет всю свою жизнь лишь к заботам о смертном теле, начнет жить исключительно инстинктами, как животное. А такая жизнь неминуемо ведет к смерти не только тела, но и души. Поэтому и в жизни человека, и во всем, что его окружает, — в том числе в его доме — должно гармо­нично сочетаться то, что заставляет нас обращаться рав­но к миру дольнему и к миру горнему.

Как все это применить, например, к участку, на ко­тором вы собираетесь построить дом? Если участок со­стоит из сплошной ровной поверхности, на которой, кроме сплошных грядок, и нет больше ничего, — то человек, образно говоря, зароется в землю: ничего не будет видеть, кроме этих грядок, ничем другим не будет заниматься, кроме копания в огороде. Его душе будет не за что зацепиться, неоткуда получить необходимые для себя впечатления и духовные радости. Душа не смо­жет воспарить, прикоснуться к миру горнему.

А если, к примеру, вокруг дома нет ни клочка пло­дородной земли, а есть лишь голые скалы, то душа, глядя на эти скалы, уйдет в мечты, в философские раздумья, и человек совсем позабудет о простой, земной человече­ской жизни, где надо и пропитание себе добывать, и семью обеспечивать.

В природе все должно быть уравновешено. Если че­ловек живет среди отвесных скал, то считается, что в его мире слишком много ян, если его дом на равнине без единого холмика, — то слишком много инь. Слиш­ком много инь — плохо для человека, потому что это дорога к смерти. Слишком много ян — тоже нехорошо, жизнь тогда состоит из постоянной борьбы. И дома свои китайцы старались возводить в таких местах, где инь и ян создавали необходимое единство. Если такого един­ства не было в природе, нужно было создать его самим, то есть облагородить землю. И на плоской равнине строили пагоды, напоминающие формой горы, или ста­вили там скульптуры, или просто привозили крупные валуны. Главное — избавиться от однообразия, создаю­щего плохой фэн-шуй. Но землю нельзя облагородить отдельно стоящим предметом, потому что он не создает комплекса — одинокий дракон не существует без тигра, потому что дракон принадлежит ян, а тигр (точнее, тиг­рица) — инь. Они должны жить вместе, образуя семью и порождая много ци.

Если участок для строительства был очень холми­стым, его тоже старались исправить, чтобы убрать лиш­ний ян. Ведь жить на участке ян, — значит подвергаться неистовым страстям, бороться за жизнь, враждовать с завистниками, истощать свои силы.

 

Назад    Начало    Далее