Инструктаж
Давайте рассмотрим детально процедуру запуска и обслуживания калильного вертолёта
Готовиться к запуску радиоуправляемого вертолёта нужно крайне тщательно. Хорошо, если у вас есть машина или иное транспортное средство, но даже отсутствие транспорта, не может остановить творческий порыв истинного пилота. |
|
У меня буквально рядом с домом находится парк, в котором я люблю запускать свою любимую летающую зверюшку. Как видно на фотографии, для транспортировки вертолёта и оборудования я приспособил обычную продовольственную тележку. Внизу ставится коробка с инструментом и аппаратурой. На перекладину крепится резиновый жгут, в который вставляются полозья вертолёта. Хвост фиксируется к рукоятке при помощи пластмассовой стяжки. В принципе, весьма удобная и надёжная конструкция, которую можно легко транспортировать во все сезоны практически по любой местности. Примерный вес всей конструкции ~ 10 кг. |
|
Рекомендую во время хранения и транспортировки, затыкать выхлопное отверстие глушителя. Это позволяет избежать вытекание масла из двигателя. Перед полётами я заранее заправляю бак горючим и после затыкаю 2 топливных шланга болтами, во избежание протекания топлива через карбюратор во время транспортировки. |
|
В коробке по идее должно быть следующее содержимое:
1. Пульт управления 2. Стартер 3. Прикуриватель для стартера 4. Аккумуляторная батарея для стартера 5. Свечной ключ 6. Комплект пластмассовых стяжек для монтажа 7. Кусачки для снятия стяжек 8. Шестигранная отвертка для затяжки глушителя и прочих узлов 9. Отвертка для настройки карбюратора 10. Зажигалка с бинтом для прогрева двигателя 11. Поролоновая подстилка под колени для техобслуживания 12. Пакет или липкая пленка для обмотки аппаратуры во время дождя или снега
Существуют специальные кейсы для аппаратуры – очень полезная вещь для подобных целей. |
|
Если вы начинающий пилот или производите обкатку новых узлов на вертолёте – в обязательном порядке нужно использовать страховочное шасси. Очень подходят для таких целей обычные деревянные палки, скрепленные по крестовине (как на новогодней ёлке), с надетыми на концах пластмассовыми бутылками. Деревянная конструкция надёжна, но тяжела для мобильной транспортировки. Мне удалось приспособить обычные лыжные палки. Они лёгкие и достаточно прочные, но при сильных ударах прикольно гнутся в лапшу. Я видел прикреплённые алюминиевые гимнастические обручи – тоже реальная тема !!! Можете купить такую заводскую конструкцию из карбона – решать вам. |
|
Закреплять страховочное шасси лучше прямо на рукоятках тележки, перевернув вертолёт. Обязательно зафиксируйте вертолёт на тележке стяжкой во избежание сваливания. На самих палках найдите центр тяжести и пометьте их насечкой. Когда будете устанавливать палки, эти насечки должны совпадать, создавая сбалансированную конструкцию. |
|
Палки нужно крепить надёжно, чтоб они не болтались и тем более не съехали или отвалились. Для этого, предварительно в местах крепления на салазках вертолёта, намотайте тканевую изоленту и именно на неё прикрепляйте штанги пластмассовыми стяжками (продаются в любой хозяйственном магазине – берите самые крепкие). |
|
Теперь установим вертолёт на стартовую позицию и приступим к запуску. Местность где стоит вертолёт, должна быть ровной без ухабов и кочек, иначе вертолёт будет вибрировать. Я произвожу запуск в той же позиции, что и взлетаю (дабы не жечь сцепление во время перетаскивания работающего двигателя на взлётную позицию), поэтому в радиусе 2 – 3 метров не должно быть посторонних предметов. Если двигатель завёлся, а винт не крутится или машет по обратной дуге, значит вы запустили двигатель в обратном направлении. Дерьмо случается !!! Заглушите движок и запустите его снова, удерживая запускаемый стартер 2 - 3 секунды, дабы выдержать направление кручения маховика. Надеюсь вы правильно установили клеммы оборудования на батарее. Если ваш движок чертыхнулся и заклинил - возможно вы перелили топливо в камеру сгорания. Слегка открутите свечу в цилиндре (не обязательно выкручивать свечу целиком) и покрутите в холостую стартером - лишнее топливо вытечет из цилиндра. После, не забудьте обратно закрутить свечу, но не сорвите резьбу !!! |
|
Сначала обязательно включаем пульт управления, а потом уже бортовую аппаратуру приёмника на вертолёте. Выключаем в обратном порядке. Это незыблемый закон !!! После включения, проверяем работу сервомашинок и рабочих агрегатов. Следите за зарядом аккумуляторных батарей !!! |
|
Далее начинается творческая возня по оживлению вертолёта:
· Подсоединяем топливные шлаги. Перед тем как подсоединить шланг к карбюратору, сливаем несколько капель топлива на факел (в виде отвертки с намотанным бинтом). При хранении, топливо испаряется и в шлангах образуется масло, препятствующее впрыску топлива - масло нужно слить. |
|
· Зажав выхлопное отверстие пальцем, на 1 – 2 секунды заводим двигатель стартером в холостую без прикуривателя. Это позволяет впрыснуть топливо в карбюратор для облегчения старта (необязательная процедура). · Берем факел смоченный топливом и зажигаем его. Ставим вертолёт на колено или сами рачком ныряем под вертолёт и ОЧЕНЬ аккуратно, краешком пламени подогреваем двигатель в районе нахождения цилиндра – радиатор охлаждения греть ненужно. Достаточно 1 – 2 минут прогрева, двигатель должен быть тёплёньким, не горячим. В принципе, эту процедуру можно не производить – дело хозяйское. Это позволяет производить более «мягкий» запуск двигателя с полоборота стартера. |
|
· Быстро ставим вертолёт на стартовую площадку пока не остыл движок, подключаем прикуриватель и заводим вертолёт стартером. Во время холодного старта, уровень газа можно установить 50 – 60 %. С подогревом я завожу на обычных 20 – 30 %. После запуска двигателя, отрегулируйте обороты на минимальные холостые и дайте двигателю прогреться пару минут. Я не вынимаю прикуриватель во время работы двигателя на прогреве, что позволяет поддерживать хороший накал в холодном цилиндре, что в принципе необязательно при хорошо настроенном двигателе. Накал свечи должен быть хорошим и ярким. Проверяйте его, помещая вынутую из двигателя свечу в захват прикуривателя. Стартер должен свободно без рывков проворачивать двигатель на хорошо заряженной батарее. Лучше купить большой стартер для 90-моделей. Если ваш стартер жёстко клинит, есть вероятность выкручивания гайки крепления крыльчатки охлаждения или её поломки - разбирайте силовую установку вертолёта и меняйте всё на алюминиевые запчасти. Гайку закрепите фиксатором резьбы. |
|
· После прогрева, заглушите двигатель. Приведите вертолёт в полностью рабочее состояние. Запустите двигатель, выньте прикуриватель и вообще отодвиньте всё прибамбасы подальше от штанг, дабы их не задеть при взлёте. · При запуске двигателя, аккуратно обращайтесь с пультом, дабы случайно не нажать тумблер рабочего хода – тогда вертолёт улетит без вас – та ещё потеха !!! · На холостом ходу, проверьте двигатель на всех уровнях газа. Если он работает со сбоями – настройте карбюратор или устраните причину нестабильной работы. С неисправным двигателем или иным агрегатом летать категорически запрещается при любых ситуациях !!! |
|
· Поднимайте вертолёт плавно. Повесите минуту в метре над землей, проверяя полётное состояние. В случае необходимости оттримируйте управление вертолёта. Если вертолёт сильно заносит по кругу или полёт крайне нестабилен – прекратите полёт и займитесь настройкой. Проверьте температуру двигателя - она должна быть в пределах 80 - 90 С цельсия, иначе отрегулируйте рабочую смесь двигателя. · Во время полётов, внимательно прислушивайтесь к работе двигателя и в случае сбоев сразу же садите вертолёт. Следите за уровнем топлива в баке. Не допускайте полного расхода горючего, ибо пару раз чихнув, двигатель останавливается, а вертолёт падает камнем вниз. Не задевайте лопастями любые, даже на вид безопасные предметы – лопасти хрупкие и легко крошатся (особенно на пируэтах «газонокосилки»). На корпусе вертолёта, все детали должны быть надёжно закреплены – ничто не должно болтаться и тем более отваливаться !!! Очень хорошо иметь телеметрию для дистанционного контроля полётного состояния. |
|
· После полётов, посадите вертолёт на ровную площадку, желательно на ту, с которой взлетали. Не лапайте двигатель и глушитель – они горячие, хотя погреть руки зимой весьма приятно и полезно ;))) Обязательно проверьте оставшийся заряд на бортовом аккумуляторе. Проверяйте крепления и зажимы болтов – они могут разбалтываться под воздействием вибрации. Остановите лопасти и выдерните топливный шланг из карбюратора при работающем двигателе - выработайте всё топливо из двигателя. Обязательно зафиксируйте поршень в средней точке цилиндра. |
|
И не забудьте прихватить бутылку холодного пива и помедитировать вместе с ней и вашей любимой вертушкой в обнимку на поле после удачного пилотажа !!! |