Полёты по камере (FPV & Telemetry)

 

 

R/C Вертолёт, которым мы управляем посредством визуального наблюдения со стороны, отчасти можно назвать беспилотником.

Однако R/C Вертолёт, который мы управляем через видеосистему без визуального контакта - полноценный беспилотник.

Обе эти системы управления уникальны и применимы по своему, но кардинально отличаются по ощущениям и содержанию.

Стоит упомянуть ещё об одной системе - пилотирование полностью в автоматическом режиме (вертолётом полностью управляется компьютером), но пока для гражданских моделей это экзотика ... пока ;)))

 

Зачем это нужно ???

До того, как мне удалось взлететь по камере, я управлял вертолётами классическим визуальным способом. Глядя через видеокамеру на приближающуюся траву, я оказался ниже её уровня и облегчённо вздохнул после посадки и познал абсолютно ранее мне невиданные ощущения. Я не берусь сравнивать полёты с камерой с пилотированием настоящего вертолёта, но аналогия имеется и ещё какая !!!  Визуальный полёт даёт прекрасный обзор вертолёта и предсказание его манёвра по отношению к местности. Глядя в объектив камеры, твой обзор жёстко ограничен как в кабине пилота, а в случае наличия индикации полёта, то практически в вертушке ты и находишься. Принципы пилотирования тоже меняются. На визуальном полёте, ты глазомером и боковым зрением можешь рассчитать траекторию полёта, посадки, удержания в точке и тд. с заблаговременной курсовой компенсацией. С камерой, вертушку ты не видишь и судить по её положению в пространстве можешь по внешним признакам отклонения фюзеляжа по поверхности. Из-за оптических искажений и чёткости, процесс сваливания ты можешь зафиксировать только через несколько секунд по нарастающей траектории скольжения ... если вообще успеешь понять, что происходит с вертолётом. Очень хорошо помогает система стабилизации полёта. У меня установлена HeliCommand Rigid которая позволяет удерживать авиагоризонт, что компенсирует ошибки при заходе на посадку по камере.
 

С камерой нужна суровая практика пилотирования:

В первую очередь, нужно научиться удерживать вертолёт на заданной высоте, чутко компенсируя скачки ручкой газа - буквально играть мощностью двигателя.

Очень важно научиться удерживать вертолёт на фиксированной площадке с радиусом не более нескольких метров - с этого нужно начинать с удержанием высоты не более 2 метров.

Иметь возможность контролировать заряд аккумуляторов или топливных баков, на случай экстренной посадки, дабы не упасть куда попало.

 

Для меня было крайне удивительным, яркое желание подняться в небо, ибо по камере высота слабо чувствуется. За считанные секунды вы легко будете парить над деревьями и строениями, а в случае манёвров можете незаметно удалиться на значительное расстояние - опасайтесь этого в момент тренировок. Бесспорно, летать высоко в небе на много удобнее и приятнее, чем болтаться в метре над землёй, но всему своё время. Не научившись удерживать курс по камере и осуществлять посадку по заданной траектории (глиссаде), вы рискуете с хорошей высоты на скорости влететь в планету и это в лучшем случае.

Не рвитесь в небо !!!   Сначала научитесь висеть на фиксированной позиции и летать над землё по заданной траектории, а не как захочется вертолёту. Тогда вы обретёте опыт управления, который пригодится при высотных виражах.

 

Очень помогают в этом деле симуляторы. У меня установлен Great Planes RealFlight G6.5 RC Flight Simulator
http://www.espritmodel.com/great-planes-realflight-g6-5-rc-flight-simulator-with-mega-pack.aspx

В симуляторе при выборе камеры, есть опция, которая имитирует изображение камеры. Только помните, что на вашей голове будет висеть прибор с весьма маленьким экранчиком, посему уменьшите размер окна симулятора до соответствующих миниатюрных размеров ;)

 

Технологические вопросы

На моём вертолёте Hawk Pro (550 мм лопасти, переделан из 40 калильного на электродвижок Align RCM-BL500MX (1600Kv)

http://www.centuryheli.com/products/helikits/cn1000cHawkPro/index.htm?pageid=302

установлена FPV система FatShark PredatorV2 RTF FPV Headset System w/Camera and 5.8G TX

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__28342__FatShark_PredatorV2_RTF_FPV_Headset_System_w_Camera_and_5_8G_TX.html

 

Когда вы в торжественной обстановке откроете упаковку с FatShark, то внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации. Ни в коем случае не включайте приборы с открученной антенной - они сгорят !!!  Когда прикрутите антенны, будьте с ними аккуратны - они хрупкие. Говорят, лучше всего связь держится, когда антенны находятся в параллельных плоскостях.

Очки и камеру перед полётами нужно протирать тряпочкой от грязи и пыли. Резиновые уплотнители (на глазах) лучше загерметизировать - чтобы свет не проникал в щелки и не искажал изображение. Батарея крепится в зажиме ремня, но я закрепил её на липучку наверху очков - так батарея не мешает и не болтается. Дальность видеоперехвата заявлена на 1 км, но если маловато или имеются помехи-преграды, то можно докупить специальные усиленные антенны тип "клевер".

 

ImmersionRC 5.8GHz Circular Polarized spiroNet Antenna

Камеру с приемником нужно разместить на вертолёте как можно дальше от двигателя и ботовой аппаратуры, во избежание радио помех. У меня камера закреплена под капотом, с небольшим наклоном вниз для обзора земли, но чтоб был виден край капота, в качестве авиагоризонта. Приёмник закрепил на подкосах хвостовой балки на максимальную длину провода. Приёмник сильно греется (до 60С) и я установил на нём мини вентилятор с видеокарты - так температура не выше 45С стабильно, хотя это дело вкуса и обычный алюминиевый радиатор вполне может решить проблему. Помните, что когда вертолёт поворачивается к вам мордочкой, то сигнал с хвоста перекрывается двигателем и бортовым приемником, создавая помехи - старайтесь избегать такого положения в пространстве.

Старайтесь не летать над лужами и водой - при посадке камера может окунуться, хотя у меня она спокойно вынырнула без помех, видно их хорошо герметизируют. Осуществляйте мягкую посадку на землю, иначе при жёстком ударе камеру может сорвать с крепления.

 

Много интересной информации можно узнать на форуме:

http://forum.rcdesign.ru/f107/thread232635.html

 

Безопасность

Когда оденете камеру себе на голову, не подпускайте близко вертолёт, иначе ваша голова может улететь вместе с вертолётом !!!

Не летайте на против солнца, так вы сами слепните и можете сжечь камеру на вертолёте.

Обязательно упакуйте ваши вещи в сумку или прикройте их тряпкой, иначе у вас их могут украсть, вы ведь их не видите.

Вечером намажьтесь кремом от комаров - эти вертолётики сильно отвлекают когда жужжат над ухом и кусают.

Если вас отвлекают, лучше посадите вертолёт и пошлите всех на три весёлые буквы !!! ... на комаров этот метод не действует.

 

Назад    Начало    Вперёд


Видео полётов по камере