ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ КИТАЙ

 

Китай — огромнейшая страна с очень раз­нообразными клима­тическими условиями. На севере жители постоянно страдали от суровых ветров, на юге — от страшных на­воднений, а там, где основная почва сложена из лесса (это такая тонкозернистая известковая горная порода желтого цвета), — от постоянных и удушающих пыль­ных бурь. В отличие от России, где люди в основном живут на равнине, Китай невозможно представить без гор. Посмотрите на любые китайские пейзажи, которые продаются в художественных салонах, — это горные пейзажи. Горы в Китае защищают людей и от ветра, и от разбушевавшихся рек, и от надоедливого песка.

К тому же, и это известно каждому школьнику, если есть горы, то строение земной коры в такой местности очень неоднородное. Таким образом, люди вынуждены были учиться понимать неразличимые на первый взгляд признаки, где можно безбоязненно поставить дом, а где этого лучше не делать. Вода, реки несут жизнь, они да­ют людям возможность выращивать растения. Но в то же время реки Китая опасны. Они иногда затапливали большие территории, смывали в яростном порыве жи­лища, в их бурных потоках гибли люди. Поэтому к воде китайцы привыкли относиться с уважением. Вот из двух этих составляющих — особенностей жизни в гористой местности и умения управлять стихией воды — и сло­жилось учение фэн-шуй.

Жизнь китайца была опасна и сурова. И дом свой он должен был располагать так, чтобы зимой не дро­жать от ледяного ветра, а весной не погибнуть в стихии водного потока. В Лояне, например, где почвы сложе­ны из лесса, а местность достаточно ровная, строили целую сеть туннельных домов, чтобы спастись от пыль­ных бурь. На юге старались жить на склонах, потому что иначе дома оказались бы разрушенными или затоп­ленными разбушевавшимися реками. В каждой местно­сти свои сложности. Природа Китая очень красива, но выжить в этой красоте трудно, если не научиться искать согласия с окружающим миром. И китайцы интуитивно нашли оптимальное расположение для любого строе­ния. Для этого они должны были возводить дома так, чтобы те стояли как бы на полпути к вершине: доста­точно низко, чтобы защититься от ветра, и достаточно высоко, чтобы спастись от воды. Фасад дома они обра­щали к югу: ведь именно оттуда приходило живитель­ное тепло, на южных склонах хорошо развивались дере­вья и растения, там был обеспечен хороший урожай, и человек чувствовал защиту. В переводе с китайского «фэн-шуй» и означает «ветер и вода». А что еще нуж­но человеку для благополучия, процветания и долгой счастливой жизни? Была бы вода, чтобы напоить посе­вы и собрать урожай фруктов, была бы гора, чтобы спас­ла от зимнего холода... Люди видели, что одни дома дают своим хозяевам защиту, а другие приводят к быстрой гибели. Почему? Они замечали, как выглядит плохой дом и как хороший, обращали внимание на мельчай­шие детали: куда выходят дверь и окна, как расположены стены, какие углы они образуют, есть ли деревья у дома, достаточно ли там воды, какая эта вода, стоячая или проточная, — все имело для них значение. Если они видели, что их дом не приносит достатка, то стара­лись так изменить его вид, чтобы он стал единым с при­родой, не нарушал бы гармонии мира, походил бы на тот образ идеального дома, который служит своим хо­зяевам верой и правдой. Пока местность была заселена не очень плотно, можно было выбрать такое местопо­ложение дома, какое давало бы человеку преимущества. Но население росло. Сейчас Китай — самая густонасе­ленная страна в мире. Много жителей было в нем даже в древности. И постепенно стало необходимым не про­сто уметь выбрать хорошее место для застройки, но об­лагородить такое, которое не было идеальным. Так и появилась особая наука о создании идеального жилища в экстремальных условиях. Иначе — фэн-шуй.

Так что фэн-шуй не отвлеченное изобретение празд­ного ума, не религиозная доктрина. Это простые зна­ния простых людей, основанные на опыте тысячелетий. Собранные воедино, эти знания превратились в нечто среднее между наукой и искусством. Наукой — потому что основаны они на систематических наблюдениях за природными явлениями. Искусством — потому что не всякий китаец может овладеть фэн-шуй. Глупо было бы думать, что специалистом в этой области знания может стать каждый. Сами посудите: один человек способен прекрасно рисовать, а другой, сколько бы ни старался, не может провести даже ровной линии. Так же и с фэн-шуй: кто-то ловит приемы этого искусства на лету, он видит дефекты и достоинства местности, ему не нужно специальных приборов, чтобы понять, какие неполадки существуют в доме; а другой человек старается, но ни­чего не видит, пока ему не объяснят. Дело в том, что приемами фэн-шуй при достаточной практике овладеть несложно, а вот глаза открываются не у всех. Умение правильно видеть и оценивать ситуацию дается на ин­туитивном уровне. Одни люди к этому способны, другие — нет. Вот почему многие знают технику фэн-шуй, но не многие умеют на самом деле изменить условия жизни, сделать их безопаснее, комфортнее, обратить не­достатки дома в его достоинства.

Китай — страна с богатой и очень развитой мифо­логией. Откройте любую китайскую книгу, и вы увиди­те, что мифологические сюжеты так тесно сплетаются с реальной жизнью, как нигде в мире. Четыре мифологи­ческие фигуры задействованы в фэн-шуй: тигр, дракон, феникс и черепаха (рис. 1).

У каждого из них свои свойства. Дракон обладает чудовищной силой, кровожаден, необуздан. В этом об­разе нашли отражение разрушительные силы земли: двинулся дракон — началось землетрясение, дохнул жа­ром из своей пасти — испепелил поселение. Горный Китай как нельзя лучше подходил для места жительства этих сказочных существ: многие горы напоминали очер­таниями драконов, люди знали, какие части «драконьего тела» подходят для строительства домов, а какие прино­сят несчастья. Образ дракона — самый яркий и распро­страненный в изобразительном искусстве и литературе Китая. Даже засуху китайцы называли спящим драконом, а наводнение — разгневанным драконом. Сущест­вовал ритуал кормления речного дракона: чтобы выхо­дящие из берегов реки пощадили поселение, в дар дра­кону приносили девушек-красавиц. А до конца XVI ве­ка крестьяне рассказывали о своих вполне реальных встречах с этим вымышленным существом. Так что не удивительно, что центральная фигура в фэн-шуй — дра­кон. Боязнь землетрясений отразилась в совете не стро­ить дома на хвосте дракона: дракон может шевельнуть хвостом и погубить человека. Так же небезопасна и го­лова дракона: жить рядом с его мозгом очень неплохо, но здесь же находится пасть, одно неосторожное дви­жение — и ты погибнешь в этой пасти. А уж о жизни в пасти чудовища нечего было и думать — сожрет и не заметит. Дракон фэн-шуй — зеленый, ведь именно зеле­нью лесов были покрыты горы-драконы.

Другой зверь из этого пантеона — белый тигр. Тигр свиреп и силен, и многие холмы очертаниями тоже были очень похожи на тигров. Для того чтобы жизнь зада­лась, этот тигр должен быть меньше дракона, иначе дра­кону не победить его свирепого норова.

А еще была там черная черепаха. Черепаха, по китай­скому поверью, открыла этому народу магическое зна­чение цифр, так называемый квадрат с числами от 1 до 9 (рис. 2). При сложении в оп­ределенном порядке эти циф­ры давали число 15. На осно­ве этого квадрата были соз­даны специальные гадания. Легенда гласит, что однажды мудрец У занимался ороси­тельными работами на Хуан­хэ. Как-то вечером, когда он отдыхал у реки, из вод вы­ползла гигантская черная че­репаха. Когда мудрец при­смотрелся, он заметил, что панцирь черепахи разделен на квадратики. Так вот и                    появился магический квадрат. Его долго изучали мудрецы всего Китая и в процессе обсуждения черепашьего дара создали астрологию и нумерологию, а также имен­но тогда появилась и самая магическая книга древнего Китая — И Цзин, или Книга перемен.

А птица феникс — символ доброй удачи. Она, по фэн-шуй, должна была располагаться против всех ми­фических фигур — тигра, черепахи и дракона. И такая фигура, когда все четыре персонажа были на месте, назы­валась креслом (рис. 3). Хороший дом располагался точно на середине пути к вершине горы-черепахи, чтобы по пра­вую руку сидел белый тигр, по левую — более высокий зеле­ный дракон, а напротив входа, так, чтобы не заслонять пре­красного вида, лежал отдыхающий красный феникс.

Как видите, место для идеального дома выбиралось действительно наиболее защищенное: от ветров его на­дежно скрывали склоны дракона, черепахи и тигра, а солнце свободно проникало в дом, потому что его не заслонял невысокий холм феникса.

Но хорошо там, в Китае, выбирать защищенное ме­сто для дома среди холмов и гор. Там холмов и гор — предостаточно. А что же делать нам, живущим на рав­нинной местности? Выход только один: не надо вос­принимать китайские символы буквально. Ведь тигр, дракон, черепаха, феникс не столько какие-то конкрет­ные объекты, сколько символы, характеризующие ка­чество энергетики, присущей данной местности. И трак­туются эти символы очень часто совсем по-разному. Да, традиционно принято считать, что больше всего им со­ответствуют именно холмы, горы и пригорки. Но есть мастера фэн-шуй, которые допускают и совсем другую интерпретацию этих символов. Например, зеленый дра­кон может быть покрытой зеленым лесом горой. Но дра­кон может быть и синим — и тогда это уже речка или ручей. А смысл этих символов один: дракон — очень сильное существо, оно концентрирует в себе очень мно­го энергии, и часть этой энергии непременно должна перепасть дому, стоящему неподалеку.

Белый тигр может быть не только холмом, похожим на тигра, но и дорогой. А птица феникс может симво­лизировать и широкий просторный двор, и вообще лю­бое открытое пространство перед дверью дома — про­странство, не заслоняющее от дома свет солнца.

Может быть, вы думаете, что вся эта китайская ми­фология от нас очень далека и не стоит соотносить с ней нашу российскую жизнь? На самом деле совсем не так. Это сейчас, в наше время, восточная и западная культуры очень далеко разошлись и у них не осталось, кажется, ничего общего. А в древности все было совсем по-другому. Оказывается, мифы и верования разных народов бывают удивительно схожими. Представьте себе: у древних славян, так же как и у древних египтян, тоже был бог солнца Ра, и наша великая река Волга в честь него когда-то носила имя «Pa-река». Славянский бог Бе­лее имел и другое имя — «Рамна», и не трудно догадать­ся, что это именно он в Индии превратился в Раму. Самого всевышнего славяне часто называли Вышень. Правда, очень напоминает индийского Вишну? Еще од­ного из верховных богов, сына Вышня, звали Крышень. Да ведь это не кто иной, как Кришна! Культуры древ­них народов были очень близки друг другу — одни и те же боги, только с разными, и очень часто — созвучны­ми именами, схожие мифологические сюжеты, схожие традиции. Поэтому и символика фэн-шуй близка дале­ко не только китайцам. Славянские народы тоже знали о силах природы, которые зашифрованы в китайских символах, знали о том, что эти силы природы могут и помогать, и мешать человеку, в зависимости от того, насколько грамотно человек с ними взаимодействует. Знали они и о том, как эти силы влияют на жилище человека.

Как же перевести китайские символы на русский язык? Для этого нужно лишь знание славянской мифо­логии и немножко воображения. Вот знаменитый ки­тайский феникс. Если задуматься, то это ведь не что иное, как наш родной Финист — мифологическая пти­ца, известная по сказкам: кто же не помнит с детства Финиста — Ясного Сокола! В произведениях русской литературы постоянно упоминаются четыре волшебные птицы — Гамаюн, Алконост, Сирин и Финист. Причем Финист считался райской птицей, он обитал в прекрас­ных солнечных землях, там. где никогда не бывает зи­мы. Заметьте, в китайском искусстве фэн-шуй феникс символизирует открытое пространство перед домом — тот самый жаркий юг, где не бывает зимы!

А что же может означать в русской интерпретации дракон? Нетрудно догадаться, что это и Змей Горыныч, и Черный Змей — да каких только еще чудищ не знала русская мифология!

Интересно то, что в древнерусских мифах и славян­ских сказаниях Змей часто оборачивался Финистом — Ясным Соколом. По одной из легенд, Змей однажды обернулся Финистом, чтобы попасть в райский сад и съесть там золотое яблочко. Ведь съев это яблочко, он мог бы стать владыкой мира! А в райском саду пела свои песни прекрасная Леля. Змей услышал ее песни и влю­бился так, что забыл про золотое яблочко. И Леля по­любила Финиста, не зная, что это Змей. Но ему при­шлось все же вернуться в свое темное царство, из кото­рого он и пришел. Оказывается, он был околдован змеиными чарами, потому и вынужден был быть Змеем. А Леля отправилась в темное царство — разыскивать своего возлюбленного. Все ноги в кровь истоптала, по­ка добралась. Но сумела-таки найти Финиста и освобо­дить его от змеиных чар при помощи своей любви. Лю­бовь преобразила бывшего Змея, остался он навсегда Финистом, и вскоре они с Лелей сыграли свадьбу.

Что все это может означать? А то, что нет на самом деле таких уж непримиримых противоречий между си­лами природы, символизируемыми драконом-Змеем и фениксом-Финистом. Может быть, это две ипостаси од­ного и того же существа, две стороны одной и той же медали. Это значит, что дракон-змея может и обезопа­сить, и усмирить, и даже победить безо всякого оружия — любовью. Но все же с ним нужно считаться и вести себя поаккуратнее.

Дракон, Змей — огромная сила, которая способна помочь человеку, но вместе с тем это и опасность. Жизнь так непросто и неоднозначно устроена, что в ней бывает не одно только добро — никуда нам не деться и от Змея, и от дракона, и от тех сил природы, которые они символизируют. Дракона желательно если и не под­чинить себе, то по крайней мере обезопасить, усмирить. Поэтому очень важно, чтобы дракон — гора, ручей, ре­ка или какой-то другой схожий по энергетике объект — располагался именно слева от дома. Это наилучшее по­ложение дракона для того, чтобы пользоваться по мере возможностей его силой и держать его при этом под контролем. Ни в коем случае дракон не должен быть позади дома. Дракон сзади — это все равно, что враг за спиною. Постоянная опасность за спиной — что может быть страшнее? Не заметишь, как подвергнешься напа­дению, не успеешь ни подготовиться, ни защититься. Именно поэтому позади дома, с северной стороны, должна быть черепаха — небольшой холм, который мо­жет защитить дом и от северных ветров, и от нежданно­го нападения сзади. На Руси очень почитались такие горушки, их называли красными горками. И считались они, как и в Китае, лучшим местом для строительства жилища.

Немного сложнее с белым тигром. Но и здесь мож­но разобраться. Если помните, одно из возможных зна­чений этого символа — дорога. Белый тигр — значит, белая дорога. Вспомните, сколько на Руси сказок, где упоминаются молочные реки. Белая молочная река — очень важный символ. Ведь, согласно славянским ми­фам, и сама мать-сыра земля была создана из молока — из того молока, которое разлито по Млечному Пути. По легенде, из этого молока было сбито масло, и оно-то послужило «сырьем» для создания Земли. Вот и получа­ется, что белая дорога, бедый путь — это символ Млечно­го Пути, породившего и саму Землю. А еще это символ истинного пути, праведного пути, по которому должны идти все жители Земли, чтобы не сбиваться с дороги.

Белый тигр необходим рядом с домом, будь это до­рога, холм или другая особенность местности, для того чтобы жители дома не сбивались с истинного пути, что­бы дорога жизни всегда легко расстилалась перед ними, чтобы не было на ней кочек и ухабов, чтобы перспекти­вы продвижения по этой дороге всегда были самыми благоприятными.

Но все же и с дорогой надо обращаться аккуратно. Чтобы она не уводила жильцов надолго или навсегда из родного дома, от нее принято отгораживаться забором. В России это давняя традиция. Дорога есть рядом — это хорошо, значит, есть будущее, есть перспективы. Но нельзя, чтобы дорога была все время на виду, чтобы она постоянно звала и манила в путь.

Мы сегодня плохо знаем мифы, легенды, верования и традиции наших далеких предков-славян. Как-то так получилось, что, к примеру, древнегреческую мифоло­гию или восточную философию мы знаем сегодня го­раздо лучше, чем родные славянские предания. А ведь они ничуть не беднее, а порой и богаче, глубже, при­влекательнее. Но так сложилось, что долгие годы эти знания были мало кому доступны. И вот опять знание приходит к нам сначала с Востока, из Китая, а уже по­том мы понимаем, что и наши далекие предки разбира­лись и в жизни, и в природе, и в искусстве жить в гар­монии ничуть не хуже китайцев. Отзвуки этих знаний доходят до нас в виде сказок, преданий, легенд.

 

Назад    Начало    Далее

 

Рис. 1. Четыре мифических животных — тигр, дракон, феникс, черепаха
Рис. 2. Магический квадрат
Рис. 3. Кресло