Полёты в зимний сезон и в ночное время

 

 

           

Все прилагаемые здесь инструкции носят экспериментальный характер и могут привести к поломке вертолёта или даже угрозе жизни пилота. Вы можете попытаться использовать их на свой собственный страх и риск. Автор уже понёс ущерб, хотя и использует данные технологии и соответственно предупреждает и снимает с себя всякую ответственность за подобные эксперименты !!!

 

Увы, но территория России находится в резко континентальном климате, где температура колеблется в широком диапазоне. К сожалению, калильные двигатели при минусовых температурах заводятся хреново, что кажется даже прописано в инструкциях по эксплуатации. А ведь так хочется полетать, пусть даже над снежной целиной. Данные ограничения не относятся к бензиновым двигателям, которые свободно запускают и при -15 С. В данном случае я буду рассматривать вариант, когда температура двигателя и всего вертолёта соответствует температуре окружающей среды ниже нуля. Если вы вынесли вертолёт из тепла (машины, дома, гаража и тд.) и сразу же пытаетесь его завести – это не может рассматриваться как запуск в зимний сезон, ибо техника может хранить в себе тепло некоторое время. Хотя, именно вынося из тепла и рекомендуется запускать вертолёт.

            Итак, вы принесли вертолёт на снежное поле и хотите на нём полетать. Скажу сразу – не самая лучшая ситуация. При минусовых температурах, пластик теряет свою гибкость и легко ломается даже при незначительных нагрузках. То, что летом нормально выдерживает удары – замой разлетается в щепки. Горючая смесь меняет свои физические свойства и затрудняет процесс впрыскивания топлива в карбюратор. В любом случае, в зимний сезон может потребоваться перенастройка карбюратора. Аккумуляторные батареи теряют свою ёмкость на морозе, что требует более тщательной проверки заряда борта. Разряд до критической точки происходит почти в 2 раза быстрее, чем в тёплый сезон, что может привести к отказу оборудования и авариям. Лучше перезаряжать батареи зимой не дожидаясь их полного разряда – про запас. Принося вертолёт с холода в тепло, топливо в баке расширяется и под давлением может произойти утечка через крепления шлангов – будьте аккуратны. На снежной поверхности шасси вертолёта скользят, что может привести к заносам при посадке и опрокидыванию. Пальцы на морозе быстро замерзают, что лишает их гибкости управления. Рекомендую одевать кожаные перчатки без напальчников, в них лучше держать пульт. Я видел, как некоторые пилоты одевают на пульт тёплый мешок и в нём управляют самолётом, но применимо ли это для вертолёта – не пробовал.

            Для запуска калильного двигателя при минусовой температуре, его нужно предварительно прогреть перед запуском. В принципе, ситуация схожа с реальной техникой. Подготавливаем вертолёт для старта. Наматываем на отвертку или иной стальной стержень бинт или кусок тряпки и смачиваем его в топливе. Я обычно предварительно подсасываю топливо в цилиндр, зажав выпускное отверстие глушителя пальцем и запустив стартером двигатель (накал свечи нужно отключить). Далее нужно действовать быстро и очень аккуратно !!!  Зажигаем факел и подносим верхнюю часть пламени под двигатель в районе хода цилиндра. Если дует ветер – установите заграждение или поставьте вертолёт на колено, повернувшись к ветру спиной. Обычно 1 – 2 минут пламени на корпус двигателя достаточно для его прогрева, он не должен быть горячим, тепленький вполне достаточно. После бросаем факел в снег подальше от вертолёта и быстро заводим двигатель. Если запуск не происходит, значит вы слабо прогрели двигатель, либо у вас не настроен должным образом карбюратор. При запуске ручку газа можно установить на 50 – 80% мощности. Не стоит газовать на холодном двигателе, если он завёлся. Запустить движок нужно на больших оборотах, а вот прогревать на самых слабых. Не вынимайте прикуриватель накала и дайте ему поработать пару минут, а уже после проверьте его во всех рабочих режимах.

            Мне удавалось запустить калильный двигатель при – 10 С и даже успешно полетать и причём не раз. Однако будьте аккуратны при прогреве двигателя !!!  Внимательно следите за пламенем, не допускайте его близко к баку и топливным шлангам !!! У меня на Hawk Pro случился пожар, когда уже после прогрева, пластмассовая штанга шасси самопроизвольно загорелась возможно от тепла двигателя. В итоге мне пришлось поднырнуть под крутящиеся винты и задуть пламя. Не стоит повторять подобные эксперименты !!!  Я срезал штангу и теперь у меня двигатель полностью открыт для подогрева. В принципе, калильное топливо быстро испаряется оставляя масло и даже задев пламенем топливный бак он не воспламенится, но не стоит рисковать. Если вертолёт загорелся, попытайтесь сбить пламя или накрыть его тряпкой (можно даже сумкой или пиджаком :) ограничив доступ кислорода для горения. Естественно, если пламя сбить не удаётся, отойдите подальше от вертолёта и попрощайтесь с ним – после взрыва топливного бака, восстановить вертолёт будет проще и дешевле, чем ожоги на собственном теле.

            Я пытался прогревать калильный двигатель горячей водой из термоса, направляя её по трубке на головку цилиндра. В принципе 0,5 литра кипятка достаточно, чтоб прогреть двигатель и завести его. Но есть проблема: если вы не сможете завести его и прогреть, то неиспарившаяся вода попадает на свечу и создаст ржавчину. У меня даже была идея установить на двигатель спираль накаливания подобно тэнам и греть её от аккумуляторной батареи, но это осталось только в проектах. Мне кажется, что прогрев открытым пламенем более приемлем в реальной эксплуатации.

 

Удачных зимних полётов !!!

 

 


Полёты ночью

 

Как это ни странно, но именно в ночное время я обучался пилотированию на вертолётах. Приходя домой вечером с работы, я шёл на рядом находившийся стадион и там практиковался. Ситуация как в анекдоте: пустое футбольное поле, одинокий фонарный столб и летающая около него вертушка. Но не всё так просто, как кажется порой.

 

В тёмное время суток всё же летать не рекомендую:

·        Плохо виден вертолёт, даже в непосредственной близости.

·        Сложно при свете фонарика проводить техобслуживание.

·        В случае вылета вертолёта из зоны освещения – бегать будете вы за ним по всему лётному полю !!!

·        Сложно искать потерявшиеся детали, особенно в случае аварий – всегда имейте при себе хороший фонарь.

·        Граждане после сытного ужина хотят покоя, а не рок оперы под окнами, которую они даже не могут толком разглядеть.

 

В основном, вечером я отрабатывал базовый пилотаж на низких высотах без всяких пируэтов или занимался настройкой и обкаткой вертолёта. В принципе, свои ночные полёты я бы назвал удачными.

Для лучшей видимости, я вешал на передок вертолёта фонарь из диодов – маленький вес и достаточно яркое освещение. Это позволяло видеть направляющий вектор полёта и контролировать высоту. При соответствующей практике, по фонарю можно даже летать в полной темноте, у меня получалось. Со стороны смотрится фантастически, но очко всё же играет – занятие не для слабонервных.

Некоторые обвешивают свои вертушки гирляндами, наподобие новогодних ёлок. Я не пробовал, хотя и порывался. На моём элетро вертолёте были специальные лопасти со встроенными диодными огоньками – выглядит красиво, но даёт лишь примерное очертание плоскости вращения винта и шибко уповать на эту технологию не приходилось – фонарь на морде ярче. Я даже пытался использовать прибор ночного видения, но из-за низкого разрешения изображения оставил эту затею.

 

 

Удачных ночных полётов !!!

 

Назад    Начало    Вперёд